Меню

Версия для слабовидящих

Официальный интернет-портал правовой информации

Официальный интернет-портал правовой информации


 

 

Организация внеурочной деятельностив условиях ФГОС ООО

на втором уровне обученияМБОУ – лицей №4 г. Орла

 

То, что дети могут сделать вместе

сегодня,

завтра каждый их них сможет

сделать самостоятельно.

 

Л. Выготский

Одним из направлений реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является введение  новых образовательных стандартов.

Согласно Приказа Министерства образования науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО и ПРИКАЗА ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА Орловской области «О поэтапном введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» № 503   от 07.03.2013 г.   с 1 сентября 2013 года в МБОУ –лицее № 4  в одном из «пилотных» школ г. Орла в 5-х  классах была начата работа по  введению Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования (ФГОС  ООО).

Данная деятельность  потребовала серьёзных изменений на основной ступени общего образования, в организации школьной жизни, в деятельности всего педагогического коллектива.

1. Внеурочная воспитывающая деятельность в лицее.

Внеурочная воспитывающая деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается нами, преимущественно, как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время,  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения,   происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако, наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Включение лицеистов во внеурочную деятельность формируется по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Посещая объединения по интересам, обучающиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия  направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Занятия, в рамках внеурочной деятельности, проводятся не только учителями-предметниками лицея, но и педагогами дополнительного образования.  Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки обучающихся.

Мы осознаем, что в процессе формирования личности, воспитание, как целостное воздействие на человека, играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Воспитательная система лицея сегодня требует от  педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение лицеистами опыта самостоятельного общественного действия.

2. Цель внеурочной воспитывающей деятельности:

Создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время.

Задачи  внеурочной деятельности:

- выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

-  создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

-организовать общественно-полезную и досуговую деятельность обучающихся;

- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

- развить позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)

-  сформирования потребность к здоровому образу жизни;

- совершенствовать материально- техническую базу организации досуга обучающихся.

Создание воспитывающей среды обеспечивает активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Отсюда вытекают следующие принципы.

3.  Принципы организации внеурочной деятельности:

· Целенаправленное добровольное использование ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей.

· Соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности.

· Свобода выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы.

· Особые взаимоотношения ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку).

· Внедрение инновационных форм и методов, способствующих формированию творческих способностей и приоритетных качеств социально ориентированной личности обучающегося.

4.Направления и формы.

Внеурочная деятельность организована по 5 направлениям, каждое из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности обучающихся.

Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

· Спортивно-оздоровительное:

• Работа спортивных секций по футболу, баскетболу, лёгкой атлетике и

оздоровительной аэробике.

• Организация походов, экскурсий, подвижных игр, «Весёлых стартов»,

внутришкольных спортивных соревнований.

• Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, на переменах

проведение танцевального флешмоба.

• Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.

• Ведение бесед по охране здоровья «Вредные привычки», «Режим дня», «Что такое гигиена».

· Общекультурное:

• Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ обучающихся.

• Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи.

• Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне лицея, района, города, области.

· Общеинтеллектуальное:

• Предметные недели.

• Библиотечные уроки.

• Конкурсы, занятия в кружка, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и

ролевые игры , викторины, круглые столы, проекты.

· Социальное:

• Тематические классные часы.

• Фестиваль социальных проектов "Мы изменяем мир".

• Занятия кружка "Познай себя".

· Духовно-нравственное:

• Проведение тематических классных часов о духовности, культуре поведения и речи.

• Проведение концерта «День матери»,тематических классных часов,

• Проведение экскурсий «Мой город во время войны», презентаций, круглых

столов, ролевых и интеллектуальных игр.

• Участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне лицея, района, области.

· Проектно-исследовательская деятельность:

• Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.

• Разработка социальных проектов, проектов к урокам.

5. Реализация внеурочной деятельности

Педагогами разработаны рабочие программы своих занятий, цель которых создание условий для проявления и развития ребенком своих способностей на основе свободного выбора. На занятиях для работы предложены такие технологии, как: проектная деятельность, дифференциация по интересам, информационные и коммуникационные технологии, игровые технологии, обучение на основе «учебных ситуаций», социально – воспитательные технологии, технология саморазвития личности учащихся.

Система внеурочной деятельности осуществляется на бесплатной основе.

Таким образом, в результате кропотливой работы удалось создать такую специфичную школьную среду, в которой урочный процесс гармонично дополняется разнообразным спектром занятий во второй половине дня, обеспечивая комплекс интеграции воспитания и организации познавательной, эстетической, спортивной, оздоровительной деятельности.

Система организации внеурочной деятельности обучающихся предоставляет каждому ученику возможность для творческой деятельности, самовыражения и самоопределения. В конце учебного была проведена мини-конференция, где дети защищали свои реализованные проекты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельностивлияние того или иного духовно-нравственного приобретения  на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

 

«И воспитание, и образование неразделимы.  Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. »,- Л.Н.Толстой.