Меню

Версия для слабовидящих

Официальный интернет-портал правовой информации

Официальный интернет-портал правовой информации


 

КОМПЛЕКСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Комплексное обеспечение безопасности образовательного процесса является одним из приоритетных направлений в работе администрации лицея. Эта работа строится на плановой основе. В лицее разработан комплексный план работы по обеспечению безопасности, сохранению жизни и здоровья детей .
Он включает в себя следующие направления:
- мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности ;
- мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
- мероприятия по обеспечению электробезопасности;
- мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;
- мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических норм обучения и профилактике массовых эпидемических заболеваний;
- мероприятия по соблюдению норм и правил техники безопасности;
- обеспечение безопасности на уроках и при проведении массовых мероприятий в лицее и в городе.
- обеспечение технической безопасности зданий и сооружений.
- мероприятия по предупреждению негативных явлений в подростковой среде в целях охраны жизни и здоровья учащихся;
- мероприятия по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах.
Работа по обеспечению безопасности лицея, сохранению жизни и здоровья детей строится по двум основным направлениям:
а). Организация коллективной безопасности в целях создания защищенного пространства и условий для нормального и спокойного ведения образовательного процесса.
б). Обеспечение индивидуальной безопасности личности, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях.

1. Обеспечение антитеррористической защищенности и предотвращение угроз террористических актов.

Одним из важнейших направлений работы по комплексному обеспечению безопасности образовательного процесса в лицее является обеспечение антитеррористической защиты и предотвращение угроз террористических актов.
В организации этой работы администрация лицея первостепенное внимание уделяет предупредительным мерам, которые позволяют существенно снизить вероятность террористических и других подобных акций.
Вся работа по обеспечению защиты от возможных угроз террористических актов строится по трем основным направлениям:
1. Противодействие идеологии терроризма и экстремизма;
2.Совершенствование антитеррористической защищенности лицея, усиление контроля за выполнением мер, способствующих противодействию терроризму.
3. Обучение всех учащихся мерам безопасности, практическим действиям при возникновении ЧС и формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях.


В целях противодействия идеологии терроризма в лицее проводится комплекс организационных и информационно-пропагандистских мероприятий по предупреждению распространения среди обучающихся идей, экстремистской направленности. Разработаны инструкции, памятки, информационные плакаты. Проводятся беседы, классные часы, информации, встречи с работниками правоохранительных органов, инструктивные занятия и другие мероприятия.
С детьми проводится разъяснительная работа, направленная на недопущения фактов заведомо ложных сообщений. В целях снижения уязвимости лицея, создания защищенного пространства и условий для нормального ведения образовательного процесса, работа по обеспечению антитеррористической защищенности лицея проводим на основе комплексного использования сил физической защиты, технических средств и режимных мер.
(Система работы и конкретные мероприятия по антитеррористической защищенности имеет гриф « для служебного пользования» и по этой причине на сайте лицея отсутствуют).

2. Обеспечение пожарной безопасности в лицее.

Важным направлением комплексного обеспечения безопасности образовательного процесса в лицее является работа по обеспечению пожарной безопасности и предотвращению гибели людей в огне.
Вся работа направлена на предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с возникновением пожаров и проводится по двум основным направлениям:
1. Организационная работа администрации лицея по обеспечению пожарной безопасности и приведение помещений лицея в строгое соответствие с требованиями законов.
2. Обучение педагогического, технического персонала и всех учащихся мерам пожарной безопасности.

А). Организационная работа.

По вопросам пожарной безопасности директором лицея перед началом учебного года изданы приказы, которыми назначены лица, ответственные за пожарную безопасность в здании лицея, в кабинетах, в подсобных помещениях, в группе продленного дня, определена система оповещения при пожаре, назначено ответственное лицо за средства пожаротушения.
Для принятия оперативного и грамотного решения в экстермальной ситуации для дежурного администратора лицея разработана «Инструкция дежурному администратору лицея по пожарной безопасности»
Разработаны инструкции:
- о мерах пожарной безопасности в лицее №-4;
- порядок действий сотрудников лицея в случае возникновения пожара;
- о поведении учащихся при пожаре;
- инструкция по пожарной безопасности в пришкольном лагере;
- инструкция по пожарной безопасности для сторожа.
- схемы эвакуации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В здании лицея установлены межкоридорные и межэтажные противопожарные двери, автоматическая пожарная сигнализация, переосвидетельствованы огнетушители и закуплен комплект новых огнетушителей.
Осуществляется строгий контроль за состоянием территории, содержанием здания и всех помещений, путей эвакуации и эвакуационных выходов, автоматической пожарной сигнализацией и первичных средств пожаротушения.
Периодически осуществляется проверка кабинетов повышенной опасности по выполнению правил пожарной безопасности. Самое серьезное внимание уделяется пожарной безопасности при проведении в лицее массовых воспитательных, спортивных и развлекательных мероприятий.

Б). Обучение учащихся и работников лицея.

В течении учебного года в лицее проводится настойчивая работа по обучению учащихся, педагогического состава и технических сотрудников по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в ходе проведения противопожарных инструктажей по программам пожарно-технического минимума.

Противопожарный инструктаж проводится с целью доведения до работников лицея основных требований пожарной безопасности, изучения средств противопожарной защиты, а также их действий в случае возникновения пожара.
Проведение противопожарного инструктажа включает в себя ознакомление работников лицея с:
- правилами содержания территории, здания и помещений лицея, в том числе эвакуационных путей, наружного водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей;
- требованиями пожарной безопасности;
- мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности в ходе образовательного процесса;
- правилами применения открытого огня;
- обязанностями и действиями работников при пожаре, правилами вызова пожарной охраны, правилами применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.
Со всеми вновь принятыми работниками проводится вводный противопожарный инструктаж. Непосредственно на рабочем месте перед началом рабочей деятельности со всеми принятыми на работу проводится первичный противопожарный инструктаж. Один раз в год с персоналом лицея проводится повторный противопожарный инструктаж по программе первичного противопожарного инструктажа. В отдельных случаях проводится внеплановый или целевой противопожарный инструктаж. О проведении инструктажа делается отметка в соответствующем журнале.
Обучение учащихся лицея мерам пожарной безопасности осуществляется на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности», а также в ходе проведения тематических творческих конкурсов, экскурсий в пожарно-спасательные подразделения с показом техники пожаротушения, игр, викторин, тематических классных часов, бесед и инструктажей. Ежемесячно планируются и проводятся тренировочные занятия по отработке практических действий педагогического коллектива, административно-хозяйственного персонала, обучающихся в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Лицей принимает участие в проведении месячников пожарной безопасности, в соревнованиях среди школ безопасности на первенство г.Орла.
В работе по обучению учащихся и работников лицея активное участие принимают сотрудники государственного пожарного надзора по Орловской области.

3.Мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и обеспечению безопасности детей на дорогах.

Лицей N-4 расположен в центре города Орла в кольце дорог. Поэтому в работе с обучающимися самое серьезное внимание уделяется предупреждению дорожно-транспортных происшествий. С детьми организовано изучение правил дорожного движения, при этом особое внимание уделяется обучению их безопасному поведению на дорогах, правильному переходу проезжей части дороги, правилам безопасного вождения велосипеда и мопеда.
В лицее оформлен уголок по безопасности дорожного движения, проводятся встречи с сотрудниками ГБДД, беседы, викторины, игры, конкурсы, конкурсы рисунков « Улица и мы», соревнования, месячники безопасности дорожного движения, классные часы.
Учащимся доводится статистика по ДТП, причины ДТП, напоминаются обязанности пешехода и пассажира. На конкретных примерах показывается роль временного фактора в ДТП – «секунда - это много или мало?».
Через видеопроектор на экране моделируются дорожные ситуации, в которых обучающиеся должны самостоятельно принять решение.
Ежегодно проводится комплекс мероприятий, посвященных Всемирному дню памяти жертв дорожно-транспортных происшествий, направленных на привлечение внимания учащихся к необходимости соблюдения правил дорожного движения.
По разработанным и утвержденным инструкциям со всеми обучающимися проведены инструктажи по ПДД, с регистрацией в журнале, установленной формы.
Для учащихся начальных классов разработаны карты - маршрутов самого безопасного пути от дома до лицея и обратно «безопасный путь».
В целом, проводимые мероприятия по предупреждению дорожно – транспортных нарушений являются эффективными и способствуют формированию серьезного отношения учащихся к безопасному поведению на улицах и дорогах, сохранению своей жизни и здоровья.

Мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических норм обучения и профилактике массовых эпидемических заболеваний;

В последние годы, помимо традиционного сезонного гриппа и ОРВИ, появились новые вирусы гриппа, вызывающие заболевания людей ( птичий грипп, грипп А/Н1N1/09, известный как свиной грипп), кроме того, отмечается рост заболеваемости туберкулезом и раковыми заболеваниями. Поэтому обеспечение санитарно-гигиенических норм обучения и профилактика массовых эпидемических заболеваний является одним из важнейших направлений в системе работы лицея по обеспечению безопасности образовательного процесса, сохранению жизни и здоровья обучающихся и персонала. Мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических норм обучения и профилактике гриппа и ОРВИ в лицее проводятся постоянно, на протяжении всего учебного года. Во время эпидемического подъема гриппа среди населения, в лицее проводится комплекс дополнительных мероприятий.
Среди них:

1. Разрабатывается план проведения профилактики распространения заболеваний ОРВИ и гриппа.

2. Проводится широкая санитарно-просветительская работа с обучающимися и родителями по вопросам:
- что такое грипп;
- каковы основные признаки и симптомы этого вируса у людей;
- как передается вирус гриппа ;
- какие использовать меры для защиты от заражения;
- что делать, если человек заболел.

3.Ежедневно осуществляется мониторинг посещаемости учащимися занятий, анализируется динамика заболеваемости.

4.Запрещается доступ родителей учащихся в здание лицея.

5.Педагогами и медицинскими работниками ежедневно проводится ежедневный осмотр учащихся с целью раннего выявления детей с признаками заболевания острыми респираторными инфекциями . Учащиеся с признаками заболевания гриппом и ОРВИ до занятий не допускаются.

6. После каждой перемены производится влажная уборка коридоров, после занятий все помещения лицея промываются дезинфицирующими средствами. Строго соблюдается температурный режим и режим проветривания классных комнат. В обязательном порядке после 2 и 3 уроков классные комнаты проветриваются.

8.В закрытых помещениях отменяется проведение массовых мероприятий.

9. При проведении занятий отменяется кабинетная система.

10. В период подъема заболеваемости запрещается групповой выезд учащихся за пределы области.

11. Медицинскими работниками проводится иммунизация учащихся и персонала против гриппа.

12. В связи с подъемом заболеваемости гриппом обеспечивается наличие у учащихся и персонала индивидуальных средств
защиты, а при необходимости вводится масочный режим.

13. По распоряжению Управления образования администрации г.Орла по эпидемическим показаниям приостанавливается
учебно-воспитательный процесс.

Принятые меры позволяют обеспечить в целом нормальную санитарно-эпидемиологическую обстановку.
Самое пристальное внимание администрация лицея уделяет санитарному состоянию школьной столовой. Здесь проводится целый комплекс мероприятий, что обеспечивает бесперебойное и качественное горячее питание учащихся.

Обеспечение безопасности лицея в период весеннего паводка и на водоемах в весенне-летний и осенне-зимний периоды.

В период весеннего паводка лицей оказывается в затопляемой зоне. В третьей декаде марта - начале апреля в Орле начинается весеннее половодье с большим уровнем воды. В связи с этим в целях сохранения жизни и здоровья детей, предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с началом весеннего половодья в лицее предпринимаются следующие меры:
1. Создается паводковая комиссия, уточняются обязанности членов паводковой комиссии, проводится инструктаж о действиях в условиях паводка.
2. Разработываются :
- план мероприятий по подготовке и обеспечению безопасности лицея в период паводка ;
- план эвакуации людей и материальных ценностей лицея.
- схема оповещения руководящего состава и членов паводковой комиссии при угрозе внезапного паводкового ; - график круглосуточного дежурства работников администрации и членов паводковой комиссии в период паводка; 3. При возникновении реальной угрозы затопления лицея проводится эвакуация детей :
- начальные классы - в лицей №-32;
- 5-8 классы - в школу №-7;
- 9 классы - в школу №-32;
- 10-11 классы - в школу №-31.
4. Составляются списки учащихся, проживающих в затопляемой зоне. В течении всего паводкового периода осуществляется контроль за посещением детьми школ и совместно с родителями обеспечивается контроль за прибытием учащихся домой по окончании учебных занятий.
5. Классными руководителям проводятся беседы и инструктивные занятия с учащимися по действиям в условиях весеннего паводка.
6. На уроках ОБЖ изучаются правила поведения учащихся и меры безопасности в период весеннего паводка.
7. Проводятся инструктивные занятия с техническим персоналом лицея о порядке действий в период весеннего паводка и в случае угрозы затопления здания лицея.
8. Принимаются меры к сохранению имущества, находящегося в подвальных помещениях и на 1 этаже здания от повреждения ледоходом и паводковыми водами. Подготавливается необходимое количество мешков с песком для закладки, в случае необходимости, проемов окон и дверей в подвале и на первом этаже.
9. Устанавливаются звуковые сигналы начала эвакуации.
10. Назначаются ответственные за общую эвакуацию, за эвакуацию на каждом этаже и по каждому классу.

Большое внимание уделяется работе по предотвращению гибели детей на водоемах в осеннее - зимний и весеннее -летний периоды года. В этих целях издаются соответствующие приказы, проводится большая разъяснительная работа среди учащихся и их родителей, на видном месте вывешивается наглядная агитация по правилам поведения на водоемах, проводятся конкурсы рисунков и плакатов и др. мероприятия.


6. Мероприятия по соблюдению норм и правил техники безопасности


Важным направлением комплексного обеспечения безопасности образовательного процесса в лицее является работа по созданию и обеспечению безопасных условий проведения образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по охране труда. По этому направлению в лицее проводится большая работа.
В лицее разрабатывается на учебный год план организационно-технических мероприятий по улучшению условий, охраны труда, здоровья работников и детей. Издаются приказы по охране труда, назначаются ответственные лица за организацию безопасной работы. Проводятся испытания спортивного оборудования в спортивном зале и на спортивной площадке, обследование кабинетов повышенной опасности с оформлением актов – разрешений на проведение занятий.
В помощь классным руководителям разработано методическое пособие для проведение работы с обучающимися по охране труда.
С учащимися лицея в первую неделю учебного года проводится вводный инструктаж по охране труда с регистрацией в классном журнале, а в течение учебного года периодически проводятся инструктажи по охране труда, внеклассные и внешкольные мероприятия, а также широкий круг мероприятий при организации и проведении летней оздоровительной работы.
С вновь принятыми работниками проводится вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте с регистрацией в журналах установленной формы.
По каждому случаю получения обучающимся или работником лицея травмы создается комиссия и проводится расследование причин и обстоятельств получения травмы. В журнале учета несчастных случаев ведется учет несчастных случаев, происшедших с работниками и обучающимися.
В целях контроля работы по соблюдению законодательства по охране труда, предупреждения травматизма и других несчастных случаев среди обучающихся и работников, разрабатывается график контроля за состоянием охраны труда в лицее.
Организовано обучение педагогических работников и технического персонала по вопросам охраны труда с последующей проверкой знаний и выдачей удостоверений.
Переработаны и приведены в соответствие с требованиями законодательства и нормативно- правовых документов локальные документы лицея по охране труда. Среди них:
- положения об организации охраны труда в лицее N-4;
- организационные приказы по охране труда;
- планы работы ;
- акты, соглашения и протоколы;
- журналы по охране труда ;
- должностные обязанности работников по охране труда;
- инструкции и программы по охране труда;
- документы по обучению и проверке знаний по охране труда.
В целях конкретизации работы должностных лиц по предупреждению травматизма разработаны должностные инструкции по охране труда директора лицея, заместителей директора ( по безопасности, по УВР, по ВР, по АХР), учителя, преподавателя- организатора ОБЖ, заведующего учебным кабинетом, классного руководителя, учителя физики, химии, информатики, трудового обучения, руководителя кружка, учителя по физической культуре и др.
Кроме того, разработаны программы:
- программа вводного инструктажа для педагогических работников,
технического и обслуживающего персонала лицея;
- программа вводного инструктажа для обучающихся лицея;
- программа первичного инструктажа на рабочем месте.
Полностью переработаны все инструкции по охране труда в ходе образовательного процесса и в различных бытовых ситуациях.Проводимая работа по охране труда в лицее обеспечивает безопасное ведение образовательного процесса.

7. Обеспечение безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах.


В соответствии с законом РФ N-125- ФЗ от 27 июля 2006г. «О персональных данных», в лицее выделено новое направление обеспечения безопасности образовательного процесса. Это защита информации в компьютерных сетях и обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
С этой целью в лицее сформирован перечень персональных данных, подлежащих для обработки. Приказом директора лицея введен режим разграничения прав доступа пользователей информационной системы, регламентирован доступ сотрудников лицея к обработке персональных данных, определен список сотрудников лицея допущенных к обработке персональных данных в полном объеме и список сотрудников – допущенных к обработке информации с ограничением. Этим же приказом определены автоматизированные рабочие места, на которых разрешена обработка этой информации.
Определен класс и категория информационных систем персональных данных, а также модели угроз их безопасности, основные направления, мероприятия и необходимые затраты по защите персональных данных. С целью установления методов и способов защиты информации, необходимых для обеспечения безопасности персональных данных, проведена классификация информационных систем и с учетом этого составлен акт классификации информационной системы, обрабатывающей персональные данные в лицее N-4.
На ПЭВМ, на которых ведется обработка персональных данных, установлены пароли, которые периодически меняются. Хранение сведений осуществляется на бумажных носителях в сейфах, в архиве.
С сотрудниками лицея проводятся инструктивные занятия по обеспечению защиты обрабатываемой конфиденциальной информации.
Составлен акт классификации информационной системы, обрабатывающей персональные данные.
Отработано и подано в управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области уведомление об обработке персональных данных.


Мероприятия по предупреждению негативных явлений в подростковой среде в целях охраны жизни и здоровья учащихся;

В работе по обеспечению безопасности обучающихся, сохранению их жизни и здоровья важное место занимает
предупреждение негативных явлений в подростковой среде. В организации и проведении этой работы на первое место выходят профилактические меры, позволяющие уберечь учащихся от совершения аморальных проступков и противоправных действий, от приобщения к вредным привычкам.
Ежегодно в лицее проводится школьный мониторинг по изучению пристрастий учащихся к вредным привычкам и зависимостям, выявлению лиц, склонных к правонарушениям, состав микрогрупп отрицательной направленности.
По результатам мониторинга составляется список обучающихся, требующих усиленного психолого-педагогического наблюдения и воздействия, планируется работа с этой категорией.
С учащимися лицея проводятся лекции, беседы, классные часы о вреде алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека.
Проводятся рейды в неблагополучные семьи, семьи трудных подростков с целью обследования их жилищно-бытовых условий. Регулярно проводятся встречи учащихся 8-11 классов с врачами Орловского областного наркодиспансера. Лицей принимает активное участие в проведении месячников по профилактике алкогольной, табачной и наркотической зависимости. На эту же тему проводятся конкурсы рисунков и плакатов.
С трудными подростками постоянно проводится индивидуально-воспитательная работа по вопросам поведения на улице, в общественных местах взаимоотношений с одноклассниками и др.
По вопросам поведения отдельные учащиеся заслушиваются в присутствии родителей на совещании при директоре лицея. По каждому случаю правонарушений, конфликту, ссоры, вымогательства, угрозы проводится тщательное разбирательство. Материалы такого разбирательства доводятся до обучающихся на классном часе, либо на линейке.

В целом проводимая работа способствует поддержанию в коллективах здоровой морально-нравственной обстановки, предотвращению негативных явлений в подростковой среде.

Обеспечение индивидуальной безопасности учащихся, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях.


Находясь вне школы, обучающиеся постоянно подвергают себя воздействию различных опасных явлений, которые могут угрожать их жизни и здоровью. Поэтому в лицее проводится целенаправленная работа по обеспечению индивидуальной безопасности, формированию навыков безопасного поведения в различных ситуациях.
На уроках ОБЖ и в часы воспитательной работы педагоги подробно объясняют учащимся причины возникновения различных природных явлений, их воздействие на человека и учят как обеспечивать свою безопасность. Кроме того, в лицее разработаны инструкции по правилам безопасного поведения детей в различных ситуациях. Среди них:
- Инструкция по правилам безопасного поведения детей на дорогах и на транспорте при следовании в лицей и обратно;
- Инструкция по безопасному поведению учащихся во дворе, на улицах, дома и в общественных местах;
- Инструкция по безопасному поведению на водоемах в летний, осенне-зимний и весенний период;
- Инструкция о правилах принятия воздушных ванн;
- Инструкция по охране труда для учащихся, выполняющих общественно- полезные работы;
- Инструкция по правилам безопасного поведения учащихся на дорогах;
- Инструкция по правилам безопасного поведения учащихся в различных бытовых ситуациях;
- Инструкция по правилам безопасного поведения учащихся в природных условиях;
- Инструкция по правилам безопасного поведения учащихся в чрезвычайных ситуациях природного характера;
- Инструкция по обеспечению безопасности учащихся и персонала лицея от проявлений терроризма;
- Инструкция по обеспечению электробезопасности для учащихся лицея;

С учащимися лицея проводятся классные часы, беседы, даются рекомендации по вопросам обеспечения индивидуальной безопасности при нахождении на улице, во дворе своего дома, в подъезде, в лифте, как вести себя с незнакомым человеком и др. ситуациям.

Проводимая работа по обеспечению безопасности, сохранению жизни и здоровья обучающихся, педагогического состава и технического персонала обеспечивает нормальное и спокойное ведения образовательного процесса в лицее.